Гайд:
справляемся c детскими эмоциями

Чем особенны наши занятия?
Один из важнейших принципов развития эмоционального интеллекта – понять, что не бывает плохих и хороших эмоций; любая эмоция – это норма.

И бороться с ними, а тем более подавлять их, – вредно!
Важно научить ребёнка управлять ими. Но для этого родителям стоит сначала научиться управлять своими собственными эмоциями и находить верные слова поддержки для ребёнка … Готовы?
Тогда ловите советы, как правильно реагировать на ту или иную детскую эмоцию, чтобы ребёнок ощущал вашу поддержку и не боялся проявлять свои чувства. Что делать, если он…

Обижен

Не игнорируйте переживания ребёнка. Объясните ему, что с ним происходит. Обозначение эмоции позволит превратить страшное и неприятное чувство в нечто определимое, имеющее границы.
«Ты обиделся на меня, потому что не хочешь ложиться спать». Ребенок чувствует, что его поняли и теперь он знает то слово, которое описывает его состояние.
Психологи утверждают, что когда мы говорим об эмоциях подключается левое полушарие мозга, где находятся центры логики и языка, и это помогает успокоиться.

Стыдится чего-то

Бывает, дети нашкодят, скроют это, а потом ходят и стыдятся самих себя. И если вы вдруг заметили бегающий взгляд, не стоит сразу устало спрашивать: «Ну и что ты снова натворил?». Так вы только увеличиваете силу стыда.
Лучше спокойно спросить, что тревожит ребёнка, показывая, что вы принимаете его даже неидеальным: с ошибками и проступками. Вместе разберите ситуацию: объясните, почему не стоило так поступать. Но не критикуйте. Поверьте, для стыда, у ребёнка и без вас есть множество причин.

Испытывает страх, тревогу

Бояться можно темноты, пауков, монстра под кроватью или же бояться совершить ошибку, высказать свое мнение. При любом раскладе не вините ребенка в трусости и не обесценивайте его переживания: он не виноват, что природа предусмотрела такой защитный механизм как страх.
Поддержите его в трудную минуту, приведите пример из своей жизни, когда успешно побороли страх. Да даже просто обнимите ребенка и скажите, что вы всегда рядом – такой контакт успокаивает и даёт эффект защищенности.

Грустит

Маленькие дети редко грустят, а вот подростки грустят часто. И родители со своей взрослой колокольни говорят: «Да чего ты нос повесил? Какие у тебя могут быть проблемы? Вот у меня…» Итог: ребёнок учится скрывать свои переживания и точно не поделится ими с вами в будущем.
Лучше погрустите недолго вместе, выпейте вкусного чаю, поболтайте, вспомните что-то хорошее. Сместите фокус на позитив! Только, пожалуйста, делайте это ненавязчиво… не стоит тормошить ребёнка и рассказывать ему анекдоты. Он не оценит.

Злится

Злость – это всегда реакция защиты. Запретили гулять – злость. Отказались купить игрушку – злость. Устал, но не дают отдохнуть – и снова злость. И если на злость отвечать злостью... угадайте, что вы получите?

Конечно, такие проявления злости, как хамство и распускание рук, поощрять нельзя – важно установить границы такого поведения. Нужно объяснить ребенку, что такое поведение непозволительно. Например: «Тебя злит, что сестра отобрала игру. Меня бы это тоже разозлило. Но бить ее неправильно. Что ты можешь сделать вместо этого?»

Детям важно объяснить, что проблемой является не их чувства, а их плохое поведение.

Постарайтесь объяснить ребенку, что есть другие способы выражения негативных чувств: например, можно мять бумагу или гонять в футбол.

Психологи предлагают разделить систему правил на три зоны. Зеленая – поведение, которое разрешено и желательно. Желтая – поступки, с которыми можно мириться. Красная зона – это недопустимое поведение (аморальное, неэтичное, незаконное, асоциальное). За плохое поведение возможно наказание.

Подробнее по этой теме:

1. Джон Готтман и Джоан Деклер - «Эмоциональный интеллект ребенка»
2. Дана Саскинд - «Тридцать миллионов слов»
3. Эмбер и Энди Анковски - «Что у него в голове?»