Послушный ребенок:
хорошо это или плохо

Чем особенны наши занятия?
Зачастую непослушание ребенка сводит родителей с ума, заставляет жутко нервничать и, откровенно говоря, ставит многих родителей в тупик. Ещё больше ситуацию усугубляют мысли из разряда: «Я плохая мама/плохой отец, раз мой ребенок так безобразно себя ведет и совершенно меня не слушается». И иногда так хочется, чтобы ребёнок был спокойным и послушным... Но так ли хорошо послушание, как о нём говорят? Давайте разбираться

В разрезе детско-родительских отношений непослушание — это:

конфликт интересов родителя и ребенка;
проявление ребенком своей (!) воли, которая отличается от вашей.

То есть по своей сути непослушание — это проявление ребенком своей воли, которая может быть отлична от родительской, то, что доставляет родителям неудобства. Кроме того, в определенные возрастные периоды непослушание — это способ развития, познания нового, самоидентификации ребенка.

Примерно в три года в жизни ребёнка начинается период, когда он осознаёт свои желания и учится их отстаивать. В этот период малыш готов на все предложения отвечать словом «нет». И если это «нет» встречает жёсткий и бескомпромиссный отпор родителей, то в дальнейшем ребёнок всё реже будет спорить и высказывать свою точку зрения.

Сначала послушание кажется очень милым. Ребенок покладистый, не приносит никаких проблем и тревог, не вызывает чувства неловкости перед окружающими.

Но при этом чаще всего послушный ребенок не умеет:

• Принимать решения
Как ребенок сможет научиться принимать решения и нести за них ответственность, если родители знают, как лучше и сами принимают решения?

• Ставить свои цели
Ведь для достижения собственной цели порой необходимо идти против всех, добиваться своего, даже если это не нравится маме.

• Анализировать информацию
Способность анализировать информацию — очень важный и нужный навык для каждого человека(особенно в нынешних условиях). Но он не появляется из ниоткуда, его надо формировать и тренировать. Для этого ребенок должен по возможности на практике проверять то, что ему говорят и подвергать чужие (в том числе родительские) слова критике.

• Имеет низкую самооценку
Если ребенком постоянно управляют ему просто нечем гордиться. Он сам не сделал ничего, что дало бы ему повод быть уверенным в своих силах.

Что же тогда делать? Разрешать ребёнку вести себя как ему вздумается?
На самом деле всё не так плохо, не обязательно позволять все, сего ребёнок захочет (все мы знаем, что иногда это не просто невыполнимо но и опасно).

Нужно просто разговаривать с ребёнком и объяснять ему всё так, как вы объясняли бы взрослому. Объяснять, что без шапки нельзя не "потому что я сказала", а потому что зимой без шапки холодно, замерзнут ушки, заболеешь. А сладкое перед обедом нельзя, потому что будет болеть животик. Но можно после тарелки супа.

Разрешите немного непослушания, конечно, в рамках безопасного поведения. Не каждое «нет» нужно встречать в штыки.

В идеале у ребёнка должно быть «пространство свободы» — те сферы, где он сам принимает решения. И с возрастом это пространство должно постепенно расширяться.

Важно понимать, что ребёнок не может быть самостоятельным и осознанным
только когда вам удобно.

Так что если ваша цель - вырастить уверенного в себе, счастливого человека, который понимает, чего хочет от жизни то помните, что вам придётся много разговаривать, искать компромиссы принимать, что ребёнок сделает по-своему и навсегда вычеркнуть из родительского словаря "Потому что я так сказала"